Для педагогов

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КВЕСТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одной из интересных форм работы в работе с детьми дошкольного возраста является квест-игра.
Квест (заимствование англ. Quest - «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета»;  изначально - один из способов построения сюжета - путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей).
Квест -  это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи  на основе компетентного выбора альтернативных  вариантов через реализацию определенного сюжета.
Квест рассматривается как технология, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью.
Квест - технология имеет ряд особенностей: образовательная задача осуществляется  через игровую деятельность и носит поисковый характер; самовыражению ребенка способствует внедрение новых технических средств обучения; целенаправленно мотивируется эмоциональная и интеллектуальная активности ребенка. Образовательный процесс может быть организован  в форме обучающей игры, творческой деятельности, познавательной и поисковой деятельности детей.
Роль педагога-наставника в квест-игре организационная, т.е. педагог определяет  образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.
По форме проведения квесты бывают:
- компьютерные игры-квесты – один из основных жанров компьютерных конструктивных игр, представляет собой интерактивную историю с главным героем; при этом важнейшими элементами игры является собственно повествование (сюжет) и обследование мира, а ключевую роль в игровом конструктивном процессе играют решения головоломок и задач, требующих от игрока-конструктора умственных усилий;
- QR-квесты – направлены на использование QR-кодов;
- игровые – проходящие в форме квест-игры.
Квест-игры разнообразны по своей структуре: список заданий, этапы прохождения, список вопросов:
- маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);
- «волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);
- карта (схематическое изображение маршрута);
- «волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники).
Участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как выполнят задание на станции (от организатора; ответ на задание и есть название следующей станции; нужно найти спрятанную подсказку на определенной территории) и т.п. Участники квест-игры являются дети дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Поэтому на каждом этапе, который проходят дети задания имеют разный  уровень сложности.
Расположение зон и маршрут каждой команды организуются таким образом, чтобы избежать их пересечения друг с другом.
Основными критериями качества квест-игры выступают оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, а не только тема, а также создание  атмосферы игрового пространства, его безопасность для участников.
Возможность введения в игру  разнообразных  конструктивных заданий позволяет не только решать бесчисленное множество конструктивных, интеллектуальных и творческих  задач, но и превращает каждый квест-игру в уникальный продукт. Это может быть: решение ребусов, загадок, кроссвордов, головоломок;  игра «крокодил», тематическое прохождение препятствий, творческая конструктивная деятельность, тренинговые упражнения и т.д. 
Образовательная деятельность в форме квест-игр замечательно вписывается в концепцию, заданную Программой. Квест-игры с его  почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить образовательную деятельность, сделать её необычной, запоминающейся, увлекательной, веселой, игровой, при этом используя виды детской деятельности специфические для дошкольников.


ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ЛЭПБУК» В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Технология «Лэпбук»  представляет собой  созданный педагогом и детьми комплекс игр, игровых заданий, упражнений, отбор произведений художественной литературы. Обладает не только наглядной, но и практической основой, то есть ребенок не только видит и слышит, но и имеет возможность действовать и взаимодействовать, играть и познавать, исследовать и получать массу положительных эмоций. Может быть использован в работе с детьми от 3 до 7 лет и обеспечивает:
- развитие познавательной     активности, любознательности у дошкольников;
- развитие конструктивных навыков;
- формирование умения детей использовать в конструктивной деятельности чертежи, схемы, модели;
- развитие у детей умения устанавливать связь между строением и назначением функциональных частей объекта, совершенствовать навыки индивидуального и коллективного творчества;
- развитие коммуникативных навыков общения с взрослыми и сверстниками в процессе игрового взаимодействия (дидактических, конструктивных, логических игр), чтения художественной литературы; умение работать в паре, подгруппе; группе; мелкой моторики пальцев рук; творческих и интеллектуальных способностей в процессе познавательно-поисковой деятельности;
- развитие математических знаний у дошкольников; 
- проявление стремлений у дошкольников к самоутверждению, признанию своих достижений среди окружающих;
- удовлетворение потребности ребенка в игре, в свободном выборе детских видов деятельности.
Для развития и воспитания ребенка в предметно – пространственной среде группы созданы все условия. Но, часто бывает, что дидактические игры, игры с конструктором, наглядный материал, художественная литература расположены в различных центрах группы. И, работая над определенной тематикой, чтобы собрать все вместе, требуется затратить большое количество времени.
Лэпбук представляет собой интерактивную, самодельную тематическую папку-раскладушку с кармашками, дверками, окошками, вкладками, конструктивными моделями, схемами, чертежами, лабиринтами и т.п., подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему.
Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, развить конструктивные навыки, обогатить опыт создания конструктивных моделей различной конфигурации,  а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. Также ребенок будет иметь возможность, в случае необходимости, реконструировать какую – либо модель в зависимости от накопленных представлений, впечатлений, расширения собственных конструктивных возможностей.
Лэпбук – это своего рода способ оформления самостоятельного исследовательского проекта.
Алгоритм работы с лэпбуком
Этапы
Последовательность деятельности
1 этап
Беседа-рассуждение «Что мы знаем и не знаем о … (животном, растительном мире, транспорте, правилах безопасности, городе, космосе и т.п.)
2 этап
Постановка цели  (узнать…).
3 этап
Обсуждение и отбор предстоящих игр, игровых упражнений.
4 этап
Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного, иллюстративного или предметного материала.
5 этап
Отбор деталей конструктора, создание схем, чертежей создания тех или иных построек, образов, предметов.
6 этап
Уточнение особенностей внешнего вида игры и игровых атрибутов
7 этап
Совместное  с детьми планирование предстоящей работы:
(Что будем делать? В какой последовательности? Какое оборудование и материал будем использовать?)
8 этап
Распределение обязанностей (кто, чем будет заниматься)
9 этап
Совместное изготовление игр (при необходимости педагог оказывает помощь)
10 этап
Обговаривание или придумывание правил игр
11 этап
Моделирование созданных игр, игровых атрибутов, конструктивных игр, конструктивных моделей, художественных и литературных средств и т.п.  на папке-ширме.
12 этап
МЫ ИГРАЕМ! (В игры разные играем – правила все мы соблюдаем)
13 этап
Беседа – рассуждение «Чем еще можно дополнить конкретную игру, пособие, конструктивную модель и т.п., что поменять, как усложнить, чтобы она стала интереснее»
13 этап
Речевая разминка «Я узнал, что…»
По прошествии определенного времени, когда дети хорошо освоят имеющиеся в лэпбуке конструктивные игры, можно устраивать турниры, соревнования, направленные на развитие умственных способностей, быстроты, ловкости, находчивости. Также рекомендуется провести рейтинг популярных игр среди детей определенной группы, менее популярные игры можно модифицировать основываясь на рассуждениях, обсуждениях, предложениях детей, и, конечно же, с активной их  практической помощью.

Разработка и работа с персональным блогом в сети 
Интернет

«От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
/В. А. Сухомлинский/
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка».
В основе взаимодействия детского сада и семьи лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.
Сотрудничество педагогов, администрации и родителей предполагает равенство позиций партнеров, положительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимопознание.  Чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личностных и деловых отношений, для того чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях.
Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация нашей совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники образовательных отношений, т.е. включены в деятельность детского сада. Родители являются полноценными партнерами в процессе воспитания и развития детей. Поэтому в целях эффективности взаимодействия с родителями не только изучаем социальный заказ и информационные потребности, уровень психолого-педагогической компетентности и информированности об особенностях развития ребенка, но и вовлекаем их в совместную деятельность по определению целей, условий и результатов развития их детей, т.е. во все компоненты образовательной деятельности.
Детский сад является первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители. От совместной работы родителей и сотрудников детского сада зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного образовательного учреждения зависит уровень родительской культуры, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Ориентируясь на современные требования к качеству образования, администрация дошкольного образовательного учреждения ставит следующие задачи:
-    инициировать и поддержать инновационную деятельность;
-    использовать в образовательной деятельности современные информационно-коммуникационные технологии при взаимодействии со всеми участниками образовательных отношений;
-  знакомить родителей с деятельностью детского сада и группы посредством разных форм.
Взаимодействие с семьями воспитанников проходит в содержательных и интересных формах. Одну из самых актуальных форм хочется раскрыть подробнее. Блоги педагогов в сети-интернет являются удачной находкой в работе с родителями, а также важнейшим элементом информационной политики и инструментом решения ряда образовательных задач, связанных с развитием и использованием информационной образовательной среды, взаимодействием субъектов образовательных отношений.
Под образовательным блогом педагога понимается дневник событий группы воспитанников дошкольного образовательного учреждения. Основное содержание блога – регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа-материалы, предназначенные для использования в образовательной деятельности. Блог педагога – «живой» ресурс, позволяющий проявить личность автора, его отношение к представляемой информации, содержание блога строится в порядке дневниковых записей.
Следует отметить, что при создании блога учитываются интересы целевой аудитории, что нашло отражение в названии страниц, на котором можно получить ответы на вопросы, касающихся воспитания, развития и оздоровления детей, познакомиться с деятельностью группы, принять участие в конкурсах, внести свои предложения, поделиться опытом семейного воспитания.
Цель создания блога педагога дошкольного образовательного учреждения - регулярная связь с родителями через публикацию новостей, информацию о проходящих событиях, демонстрацию образовательных продуктов воспитанников, организацию дискуссий и сотрудничества on-line.
Людмилой Рождественской предложена система критериев оценивания успешного образовательного блога, опираясь на которую, педагог сможет не только осмысленно внедрять новый инструмент в практику, но и продуцировать новые идеи по его использованию. Критерии оценивания образовательных блогов:
Критерий
Показатели
Содержательность
Периодичность обновления
Тематика сообщений, актуальность содержания. Авторская позиция
Стиль и грамотность сообщений
Технологичность
Дизайн, оформление
Удобство навигации
Мульмедийность
Социальность
Готовность к обмену, совместной работе
Организация интерактивности и обратной связи
Сетевая культура, этикет, авторское право
Предложенная модель, как видим, не ограничивается набором технических правил по ведению блога, а задает своеобразный стандарт образовательного ресурса.
Перед началом создания собственного блога педагогу необходимо провести подготовительную работу и ответить на ряд вопросов:
-  цели и задачи создания блога;
-  на какие критерии успешности ориентироваться;
-  на какую аудиторию рассчитан блог, для чего в блог будут заходить читатели и авторы;
- основные функции и сервисы, которые должны присутствовать в блоге;
- каким образом будет продвигаться блог, какое предполагается количество читателей и авторов;
- каков жизненный цикл, предполагаемое дальнейшее развитие блога;
- существуют ли блоги-образцы (по дизайну, функционалу, наполнению и т.д.).

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий (блоги, личные сайты) позволяет обеспечить обратную связь, сформировать представления родителей об особенностях образовательной деятельности в детском саду, оценить удовлетворенность образовательными услугами, повысить качество образования, активизировать профессиональную деятельность педагогов.

ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА, КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ
 Успех любого дошкольного образовательного учреждения – это профессиональное развитие педагогов. Педагог – ключевая фигура в организации образовательной деятельности. Современному педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь позиционировать себя в условиях дошкольного учреждения.  У педагога должно быть «досье успехов», в котором отражается его профессиональная деятельность. Таким досье в дошкольном образовательном учреждении становится портфолио педагога.
Портфолио педагога – личная папка педагога, в корой зафиксированы личные профессиональные достижения образовательной деятельности, результаты обучения и воспитания воспитанников, вклад педагога в развитие системы образования. Портфолио представляет количественную и качественную оценку деятельности педагога (обычно за последние пять лет). Портфолио удобно использовать для оценки уровня профессионализма работников при его аттестации.
Создание портфолио позволит перейти к более объективной оценки успешности педагога дошкольной образовательной организации.
Основание для создания портфолио могут послужить знакомство педагога со своим инновационным опытом для ознакомления и внедрения других в педагогическую практику.
Практическая значимость портфолио:
- возможность аттестоваться на более высокую квалификационную категорию;
- систематизация образовательной деятельности;
- участие в профессиональных конкурсах на уровне области, города.
Портфолио педагога как диагностический инструментарий, позволяет педагогу реально увидеть результаты своей педагогической деятельности, иметь стимул к непрерывному самообразованию, стремится к инновационной деятельности.
Администрация может также оценить результаты труда педагога.
Портфолио педагога может быть представлено по разному: в виде папки, в виде блога, сайта, странички в Интернет-сети.
Что же может включать в себя портфолио педагога?
Предлагаем некую структуру, которая включает в себя:
  • информацию о педагогическом работнике:

- фамилия, имя, отчество педагога,
- занимаемая должность,
- общий стаж,
- педагогический стаж,
- педагогический стаж в данном дошкольном учреждении,
- квалификационная категория,
- образование,
- дополнительное профессиональ­ное образование за последние три года,
- почетные звания и награды (на­именования и даты получения);
  • личностные результаты своей деятельности: публикации (в т.ч. брошюры, книги), реализуемые проекты, методические пособия, видео разработки, сценарии открытых занятий и их анализ; материалы выступлений, тексты докладов, семинарах, методических объединениях; статьи в газетах, журналах, на сайтах; разработка авторских программ;
  • инновационная деятельность: методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога; результаты работы по самообразованию, обобщению опыта, выступления, участие в конференциях, «круглых столах», семинарах, мастер-классов, методических объединениях, участие в экспериментальной работе, профессиональных конкурсах и др.;
  • особенности личности автора портфолио;
  • инновационную деятельность педагога;
  • отзывы о работе педагога в виде благодарственных писем, отзывов, рецензий на его разработки, отзывы коллег;
  • достижения педагога: грамоты, дипломы, сертификаты, благодарственные письма;
  • диссеминация опыта: сертификаты, дипломы об участие;
  • участие в профессиональных конкурсах: грамоты, дипломы, сертификаты;
  • результаты педагогической деятельности/личностные достижения воспитанников: анализ заболеваемости детей за последние 3 года; уровень развития детей; уровень освоения программы воспитанниками; результаты участия в конкурсах, выставках и др.

Комментариев нет:

Отправить комментарий